Пирог и печенька

....и шотган!

Топчики

Пользователи

"Нелюбовь" (реж. Андрей Звягинцев, 2017)

Мама, папа, сын - Женя, Боря и Алеша - вот семья, которая будет разваливаться на глазах у зрителя. В принципе, семьи-то уже и нет, как таковой, есть разводящиеся родители, которые не могут двух слов друг другу спокойно сказать, есть продающаяся квартира. И есть сын, о котором не слишком заботятся и собираются сдать в интернат. А подслушав ночную ссору родителей, Алеша решает не ждать, что его куда-то там сдадут, и убегает из дома. И весь остальной фильм посвящен его поискам. Каждый в этом деле столкнется с чем-то своим.

Как и другие фильмы Звягинцева, фильм начинается с пейзажных статичных кадров. Заявляется пространство, заявляется атмосфера, настроение. Оно, надо сказать, совсем не радужное: серая московская осень, холодно, сыро, неуютные спальные районы, грязного цвета многоэтажки на фоне такого же цвета неба. Алеша возвращается из школы домой - уже сейчас он один, без друзей, но по-настоящему его одиночество мы почувствуем дома, с матерью (с отцом он вообще не взаимодействует) и в момент, когда он подслушивает грызню родителей. Именно немые рыдания, безмолвная гримаса отчаяния, когда он вынужден молчать, чтобы не выдать себя - вот, что самое страшное. Ему совершенно некому довериться, рассказать обо всем этом ужасе, он совсем один. Единственный школьный друг хорош только для того, чтобы гонять на великах под двору.
Но конечно, главный герой фильма совсем не Алеша, а его родители. У каждого уже есть другие отношения, свой брак они "донашивают" только пока не разберутся со всеми формальностями, вроде продажи квартиры и прочей бумажной возни. Никаких теплых чувств там давно нет, есть сомнения, что они вообще когда-то были. Женя так открыто и заявляет своему новому любовнику, что никого раньше не любила - ни мужа, ни сына. Только маму в детстве, но что там вышло с мамой в итоге ярко показывает эпизод с ней. И такая резкая и волевая с другими, с мамой Женя предстает совсем другой - неуверенной, ранимой.
Боря совсем не такой жесткий и решительный, но назвать его размазней и мямлей, как иногда описывали его персонажа, тоже язык не поворачивается. В ситуациях, когда его доводят до белого каления, он вполне способен проявить характер. Да, он более податливый, мягкий, принимает удары, которые на него обрушивает ненавистная жена и внезапная потеря сына, но все-таки внутренний стержень в нем чувствуется.
Режиссер интересным образом разворачивает перед нами историю. Такое важное событие, как пропажа сына, дается в странном спокойствии. Да, и мать и отец переживают, но их жизни не прекращаются, они продолжают так же активно ненавидеть друг друга, объединяясь только формально (по просьбе следователя). И вроде бы они кладут на поиски все силы, берут отгулы с работы, но все это происходит так обыденно, что совсем не складывается ощущения, что вот сейчас они переживают, возможно, самые трагические моменты своей жизни. Они так же проводят время со своими новыми партнерами, эпизоды этой параллельной жизни перемежаются с непрекращающимися поисками. Для кино это несвойственно. Обычно режиссер будет стараться всеми силами нагнетать обстановку, держать зрителя в напряжении. Здесь же все происходит максимально "жизненно", как будто нет характерных киношных приемов для того, чтобы усилить те или иные эмоции. Создается впечатление, что режиссер старается не вовлечь зрителя, а наоборот - дистанцировать его от происходящего. Даже в самый острый момент под конец фильма, он не задерживается на реакциях родителей, постоянно перемежая их кадрами немного растерянного лица следователя.

Я написала, что в процессе поисков каждый столкнется с чем-то своим. Женя со своей холодностью к членам бывшей семьи внезапно обнаруживает в себе чувства к сыну. Правда, происходит это, когда уже поздно. Но этот прорыв настолько яркой вспышкой взрывается в предпоследней сцене, что нельзя его не упомянуть. Трансформация Бори не такая яркая, более подходящая его мягкому характеру. Мне показалось интересным, как именно его герой - вместе с поисковой группой - ходит по холодным, заброшенным зданиям, погружаясь все больше в тишину и в одиночество, в некий вакуум. В тот самый, возможно, в котором в самом начале фильма чувствовал себя Алеша. Он, безусловно, тоже нашел в себе какое-то чувство к сыну - любовь или хотя бы просто ответственность за него - мы не узнаем. Но учитывая то, что они практически никак не соприкасались, пока Алеша еще был дома, именно это одиночество сближает их героев под конец фильма.
Конечно, это фильм о людях, которых никто никогда не любил, и они сами так и не научились этого делать. Но мне кажется, не менее важно то ощущение одиночества, отчужденности, которое присуще, по сути, всем главным героям, а также навязывается и зрителю. Это фильм не только о нелюбви, но и о разъединенности. Члены поисковой группы переговариваются по рации, их призывают "держать линию", не расходиться, но в целом их перемещения довольно хаотичны. Как и движения главных героев в этой истории. Конечно, можно еще многое отыскать в этой картине, там очень много чего заложено, целый пласты дополнительных смыслов, но главная идея, которая пропитывает весь фильм холодом, именно в этом.

Если говорить о каких-то технических моментах, то очень хочется отметить работу оператора. Михаил Кричман достиг невероятных высот в этом фильме, не зря он берет международные призы за свою работу. И совсем не удивлюсь, если он - лучший оператор в нашей стране. Просто потрясающая работа со светом, смелая и искусная. В результате получился очень красивый фильм.

Что касается фильма в целом, то наверное он понравился мне больше всех остальных фильмов этого режиссера (хотя меня долго пугали его жестокостью). Мое мнение таково, что здесь Звягинцев наконец нашел свою золотую середину между реалистичностью и театральностью (которая присутствовала в его первых фильмах), которая потом заменилась на отчужденность (начиная с "Елены"). Здесь этот баланс соблюден, зритель достаточно вовлечен в историю, но его постоянно держат на каком-то расстоянии, что выливается в более созерцательный характер фильма. Да и по общей законченности и осмысленности этот фильм выделяется на фоне своих предшественников. Да, он полон жестокости, но это стильная, взвешенная жестокость. А это вызывает хоть какое-то уважение к режиссеру.

Моя оценка: 7/10.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

0
0
0
s2sdefault
powered by social2s