Пирог и печенька

....и шотган!

Топчики

Пользователи

"Левиафан" (реж. Андрей Звягинцев, 2014)

Нашумевший в свое время фильм - то ли по библейской притче, то ли по заметке в американской газете. А может и то и другое. Я фильм этот уже смотрела, так что это получился пересмотр.
Николай с женой и сыном (что характерно - от первого брака) живет в поселке на северном побережье. Местная власть в виде мэра хочет выкупить у Николая участок с домом, а самого его согнать куда подальше. А тот все сопротивляется и не хочет съезжать с насиженного места, так что помогать ему приезжает давнишний друг - столичный адвокат Дмитрий.

Я написала в скобочках "что характерно", потому что это уже и правда характерно для Звягинцева. Четвертый фильм из пяти, а опять какая-то неполноценная семья. То отца не досчитываются, то дети внебрачные. Это уже стало фишкой режиссера. Потому что и конфликты у него в основном все внутрисемейные. Правда, здесь он вышел за эти рамки - и довольно далеко. Я хорошо помню, что когда только вышел этот фильм, многие обвиняли режиссера в том, что он снял антинациональное кино. Мол, не только по власти прошелся, но и по всей национальной культуре, показал страну в неприятном свете. Не могу сказать, что Звягинцев так уж прямо залез в политику - нет, он скорее прошелся по касательной по всей этой иерархии власти. В фильме очень четко обозначено, кто сидит наверху, а кто - копошится внизу. И даже не в мэре тут дело, он тоже копошится. А вот не зря местные жители спрашивают приезжего московского адвоката, верит ли он в Бога. Ну и финал показателен, да. Непонятно только, верит ли в свое творение сам автор.

Притчевость, которую уже приписывают Звягинцеву вне зависимости от того, что он снял, здесь не так уж заметна. Как и в предыдущей "Елене", здесь все очень конкретно. Притча подразумевает универсальность, нечто такое, что одинаково верно для всех. А такая иерархия власти, как показана здесь, не универсальна, например. Или та же "национальность", которую здесь показали в черном свете, тоже присуща далеко не всем. Все это делает фильм довольно "местным". И не потому что в этом фильме только и делают, что матерятся и пьют водку (это как раз довольно распространенное явление по всему миру), а именно в характерах главных героев. Наглость и трусость, вспыльчивость и смирение - странные сочетания, но очень часто встречающиеся у нас.
Вроде бы отличается от местных именно приезжий гость. Но на самом деле, и он - такой же как все. Кто на самом деле отличается, так это жена главного героя - Лилия (Елена Лядова). Вот в этом фильме (в отличие от "Изгнания") Звягинцеву удалось создать героиню "не отсюда". Она выделяется хрупкостью, взглядом, устремленным постоянно куда-то вдаль. Да, она приспособилась, как могла, к этой жизни, но, как выясняется, недостаточно хорошо. Поэтому ее героиня и не могла поступить иначе. Может быть, если бы именно она была главной в этом фильме, получился бы более универсальный образ, более возвышенный.
А так получилась снова чернуха, увы. И не спасут красивые виды северной природы, длинные медитативные кадры, музыка Филипа Гласса. Потому что из колонок в машинах поет шансон, потому что снова избивают кого-то качки, потому что водка и мат, потому что дно. И не то, что у Горького, к сожалению, выхода из него не видно, даже надежды нет.
Первый раз просмотр вызвал у меня очень сильную негативную реакцию, ушла с просмотра, не досмотрев последние минут 20. Второй же раз прошел на удивление спокойно. Может, виной тому то, что я уже смотрела фильм и знала, какие будут повороты. А может просто он на самом деле получился пустой. Да, внешние струны задевает на ура, но вот до глубин не доходит.

Моя оценка: 5/10.


Вот уже четвертый фильм смотрю, а в чем гениальность режиссера до сих пор понять не могу. Да, оператор у него классный (хотя унылый интерьер чиновничьего кабинета не смог спасти даже гений Кричмана - ужасно плоские кадры там). Да, иногда хороший контрапункт выходит изображения со звуком. Но и все. В чем гениальность именно режиссера, я не понимаю.
В этом фильме мне правда понравилась Лядова, хотя в первый раз, когда смотрела, помню, она мне наоборот была противна. Но сейчас ее образ высветлился на фоне остальных. И кстати, очень плохо все играют пьяных. Какие угодно состояния - хорошо, а пьяных плохо. И матерятся ненатурально очень, прямо слух резало. Почему никто не поправил на съемках? Не знаю.
Что касается того самого контрапункта, который иногда проглядывает тут - очень уж нарочито. Я все, конечно, понимаю, но избиение под песню про купола на груди - это перебор... То ли рассчитано на тупого зрителя, который не понимает тонких намеков, то ли режиссер считает, что именно так и есть хорошо и гармонично. Что так, что эдак - не могу я с этим согласиться. Фильм крепко снят технически, но не более того. Все еще не люблю Звягинцева.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

0
0
0
s2sdefault
powered by social2s