Пирог и печенька

....и шотган!

Топчики

Пользователи

"Елена" (реж. Андрей Звягинцев, 2011)

В самом центре Москвы живет пожилая супружеская пара - Владимир и Елена. Живут в шикарной огромной квартире, которая кажется пустующей, потому что живут там только двое. У них разные спальни, разные распорядки дня, разные дети от первых браков. И все же создается впечатление, что такие отношения их устраивают. Но когда случается беда, все скрытые обиды и недомолвки начинают проявляться. 

Эти двое представляют, кажется, два разных полюса. Елена - совершенно явно из более простой среды, бывшая медсестра, которой посчастливилось вот так выйти замуж. Она - женщина с сильным характером и куда более семейная, чем ее муж. Но все это упрятано в ней, дремлет до поры до времени. Она подчиняется еще более волевому супругу и ведет себя как примерная жена. Владимир - действительно человек принципов, он считает, что есть один единственный способ прожить жизнь, и этот способ - прожить ее достойно. Он совершенно явно достиг всего по жизни сам, чего требует и от других. Но его железная воля дает сбой, когда несовершенное тело и возраст дают о себе знать. Это переломное событие меняет обоих главных героев, но меняет в обратные стороны. Во Владимире просыпается мягкость, в Елене - жесткость.
В отличие от первых фильмов, здесь у Звягинцева пропадает его театральность и условность. Все предельно реально. Очень конкретная квартира - что одна, что вторая - в очень конкретной Москве. Телевизор, Андрей Малахов, электрички, Сбербанк, продуктовые магазины - все максимально знакомо. И в этом наконец проявляется какая-то жизнь. Герои не изображают ее, а именно живут. Во многом помогает звук, который был записан прямо на площадке (в отличие от предыдущих фильмов, где большинство всех звуков было переозвучено потом). И благодаря всему этому, куда ближе становятся герои фильма. Елена - эта кремень-баба, скрывающаяся за маской серой мышки, Владимир - этот монолит с мягкой сердцевиной, все второстепенные персонажи (которые хоть и показаны однобоко, но тем не менее, живо). И это большой плюс картины.
Здесь почти нет отсылок к божественному, здесь царит суровая реальность, а вера заменяется скорее суеверием (как и кому ставить свечки в церкви Елена не знает, зато очень переживает в тот момент, когда вдруг вырубается свет, потому что боится наказания, но не "там, потом", а здесь и сейчас). Бытовуха, которая и раньше сквозила в фильмах режиссера, тут встает в полный рост. Нет красивых пейзажей, нет безупречно выстроенных кадров. Но тем не менее, красота есть - в цвете, в деталях, в движении камеры, в выстроенных сложных мизансценах.
Да и скрытых смыслов и завуалированных посланий тут не так много и все они достаточно ярко обыграны. Противостояние двух главных героев и полюсов, которые они представляют, тут дается очень четко. Елена стремится к продолжению жизни, к выживанию, обживанию мертвого пространства. Владимир четко следит за порядком, у него все расписано по часам, а в жизни царит минимализм и сдержанность. По крайней мере, поначалу. В сцене с дочерью и он раскрывается с мягкой стороны. А Елена не всегда несет жизнь. Поэтому так показательны последние кадры. Любит Звягинцев закольцевать композицию первым и последним кадром, только у него получается не кольцо, а спираль, реальность выходит на новый виток. Здесь же не сдержался и добавил еще один очень символичный кадр после закольцовки. И что самое забавное, мораль на протяжении всего фильма совсем не в пользу героини. Но вот эти последние кадры перебивают все вышесказанное и показанное. Такой вот разворот на 180 градусов.

Моя оценка: 7/10.


Фильм мне понравился больше, чем предыдущие. Именно за его жизнь. Не люблю театр в кино, театр должен оставаться на сцене, мне кажется, не надо переносить его на экран. Отлично сыграли актеры, даже маленькие роли. А городские пейзажи мне зашли куда лучше, чем непонятная (хоть и красивая) природа. Чернухи, правда, все равно много, но видимо, Звягинцев не может снимать что-то другое, в такой уж среде вырос. Не складывается у него высокий штиль, как он ни старается. Правда, в этом фильме он, кажется, забил на штиль и снял просто все как есть. И получилось лучше. Но зная, что за этим идет "Левиафан", я сомневаюсь, что он оставил мечты о возвышенном кино в покое...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

0
0
0
s2sdefault
powered by social2s