Пирог и печенька

....и шотган!

Топчики

Пользователи

"Изгнание" (реж. Андрей Звягинцев, 2007)

Фильм снят по мотивам повести американского армянина Уильяма Сарояна. Правда, я первоисточник не читала, поэтому не могу судить о том, насколько близка к нему экранизация.
Рассказывается о семье Александра и Веры, которые уезжают с детьми на время из города в деревню, где прошло детство Александра. Там Вера признается, что снова ждет ребенка, но "не от мужа". Это ведет за собой серьезный раскол в семье и череду печальных событий. В конце же дается разъяснение, почему все пошло не так.

Как и первый фильм Звягинцева, эта картина наполнена символами и тайными смыслами. На некоторые зрителю намекают довольно открыто, некоторые проходят незаметно. Режиссер намеренно уводит место действия в безликую местность, по пейзажам очень сложно определить, где происходит история. Имена героев хоть и не совсем режут русский слух, но достаточно редки для наших широт (Роберт, Марк, Герман, Александр, сокращенный до Алекса). Этим автор хотел сделать историю более универсальной, как будто она могла произойти в любой точке мира. Способствуют этому и обезличенные интерьеры, которые больше похожи на театральные декорации - жизнь в них сведена к условному минимуму. К тому же, не только интерьеры, но и некоторые здания действительно были спроектированы и построены специально для фильма, чтобы по ним нельзя было определить ни эпоху ни страну. Такое вот глобальное усреднение.
В этом фильме я почувствовала большое влияние фильмов Тарковского и может быть даже немного Бергмана. На последнего, возможно, меня навела шведская актриса Мария Бонневи, играющая здесь главную женскую роль (ее озвучила потом Елена Лядова). Но от мастеров прошлого века Звягинцев взял не только это: как известно, Бергман много работал с театром, а фильмы Тарковского просто переполнены скрытыми смыслами и тонкими намеками на что-то большее. Только вот в фильмах и того и другого гораздо больше поэтики, художественности. Здесь это тоже присутствует, но, увы, не так много. Отдельные кадры действительно завораживают, но это скорее заслуга оператора Михаила Кричмана. И таких кадров совсем не много. Остальное же эстетикой изображения почему-то напоминает телесериалы 90-х (особенно начальная сцена).
Что же касается тонких и не очень намеков, скрытых смыслов, то здесь опять все непросто. Главный конфликт происходит между мужем и женой, но вплоть до последней части мы видим ситуацию глазами героя. Видение же героини подается лишь намеками и разъясняется только в конце. И вот тут то ли времени не хватило, то ли недостаточно внятно была развернута ее история, но этот пласт остается не до конца понятным. Может быть действительно от того, что на него отведен всего лишь один монолог героини, из которого не сразу все становится понятно. Вообще, структура фильма показалась мне немного странной. Непонятно, что именно считать кульминацией. Со второй половины фильма события развиваются стремительно, но под конец снова все тормозится большим флэшбэком, где и происходит, видимо, кульминация. Но к тому моменту градус уже потерян, поэтому сложно прочувствовать ситуацию в должной мере.

Фильм получился довольно затянутым, не очень понятным по своей структуре и скрытым смыслам, которыми хотел поделиться режиссер. Поэтому смотрится не таким выразительным и волнующим как первый.

Моя оценка: 5/10.


Опять вскрываются психологические зажимы режиссера. Вроде уже и главный актер ведет себя поживее, зато актриса теперь будто деревянная. Непонятно, то ли специально ей роль такую написали, то ли режиссер просил ее так играть. Что там скрывается за ее маской загадочности и таинственности? Говорит она непонятными фразами, на фоне остальных "конкретных" диалогов в фильме, ее слова кажутся просто абсурдными. Если это должно было стать ее "фишкой", то что-то не очень сработало, потому что за этой фишкой не чувствуется чуждости, инаковости, которую та вроде как предполагает. За ней не чувствуется вообще ничего. Может, поэтому и не выстрелил главный конфликт? В центральном диалоге хорошо звучит только финальный обмен репликами:
- А что ты собираешься делать?
- Спать!
Ну и опять эти все библейские намеки. Эта картина Благовещения, которую собирают дети из кусочков паззла. Или фраза "мы должны похоронить Веру" - толсто это, товарищи, толсто. Лучше бы побольше красивых кадров сняли, там хоть чувствовалась какая-то волшебная пластика. Но видимо она случайно пробивалась. В общем, мое мнение о фильме такое, что тут не получилось соблюсти баланс - где-то намеки слишком явные, где-то - такие тонкие, что непонятно. Ну и действительно отдает сериалами 90-х почему-то. В общем, мне продолжает не нравиться Звягинцев.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

0
0
0
s2sdefault
powered by social2s